Содержание деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог в дошкольном учреждении образования является важным специалистом для детей, их родителей и коллектива учреждения. Родителям не стоит опасаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы детям. Задачи педагога-психолога следующие:
- Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики ребенка, его психотип, особенности психики и поведения, его природные особенности, тревожность. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у ребенка возникают проблемы проблемы. Работа психолога с детьми объединяет функции психологического сопровождения и педагогики.
- Работа с родителями (законными представителями) ребенка. Пожалуй, детский сад является для родителей ребенка стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
- Работа с сотрудниками детского сада. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными вопросами и выполняет наставнические функции. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой детей, и подобрать ключик к каждому маленькому участнику группы, стать другом, покровителем и наставником.
Деятельность педагога-психолога подкрепляется нормативно-правовой базой и строится на основании должностной инструкции утвержденной руководителем дошкольного учреждения и предлагаемых методических рекомендациях по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения.
Функции педагога-психолога
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняет педагог-психолог в детском саду. Они следующие:
- адаптивная;
- диагностическая;
- педагогическая;
- консультационная;
- аналитическая;
- проблемная.
Адаптивная
Педагог-психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского сада. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского сада стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник наблюдений, в котором специалисты и педагоги отмечают пункты плана по адаптации вновь прибывших в учреждение воспитанников. Он расписывает план мероприятий по работе как с детьми, с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского сада.
Диагностическая
В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику особенностей ребенка, его способностей, возможных сложностей. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и другое).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей ребенка, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы
- невротические привычки (грызть ногти, ковырять в носу и др.);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочее.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с детьми. Если требуется, рекомендует консультацию узкого специалиста.
Педагогическая
Педагог-психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие занятия для детей всех возрастных категорий;
- рекомендуют развивающие игры и упражнения педагогам для занятий с детьми;
- участвуют в разработке методов социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с педагогами;
- проводят групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями;
- разрабатывают мероприятия по адаптации детей.
Консультационная
Педагог-психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут групповыми (родительские собрания, круглые столы, заседания родительского клуба, совещания, педагогические советы и др.) и индивидуальные.
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Педагог-психолог дошкольного учреждения образования консультирует по вопросам адаптации, развития детей, особенностям взаимодействия в семьях воспитанников, предупреждения неблагополучия и насилия в семьях воспитанников и др.
Вся консультационная работа педагога-психолога направлена на гармонизацию отношений в системе ребенок-родитель-педагог, благополучное развитие и становление личности каждого воспитанника учреждения.
Аналитическая
В рамках аналитической работы педагог-психолог:
- анализирует результаты диагностики с целью разработки рекомендаций для педагогов, родителей. определения дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком, группой детей;
- выполняет поручения аналитического характера, предусмотренные законодательством, по распоряжению управления образования, администрацией учреждения образования;
- ведет записи в журналах учёта в установленной законодательством форме;
- презентует аналитические отчеты на педагогических советах, родительских собраниях.
Проблемная
Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
- выявление сложностей у детей, анализ и предложение о возможных способах преодоления;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детьми, их родителями и сотрудниками сада.
Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Чего педагог-психолог не имеет права делать
Функции педагога-психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая может нанести ребенку вред.
Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает ребенку, его родителям и сотрудникам расти и развиваться вместе в комфортной среде.