Содержание деятельности педагога-психолога

Педагог-психолог в дошкольном учреждении образования является важным специалистом для детей, их родителей и коллектива учреждения. Родителям не стоит опасаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы детям. Задачи педагога-психолога следующие:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики ребенка, его психотип, особенности психики и поведения, его природные особенности, тревожность. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у ребенка возникают проблемы проблемы. Работа психолога с детьми объединяет функции психологического сопровождения и педагогики.
  • Работа с родителями (законными представителями) ребенка. Пожалуй, детский сад является для родителей ребенка стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с сотрудниками детского сада. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными вопросами и выполняет наставнические функции. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой детей, и подобрать ключик к каждому маленькому участнику группы, стать другом, покровителем и наставником.

Деятельность педагога-психолога подкрепляется нормативно-правовой базой и строится на основании должностной инструкции утвержденной руководителем дошкольного учреждения и предлагаемых методических рекомендациях по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения.

Функции педагога-психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняет педагог-психолог в детском саду. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Педагог-психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского сада. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского сада стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник наблюдений, в котором специалисты и педагоги отмечают пункты плана по адаптации вновь прибывших в учреждение воспитанников. Он расписывает план мероприятий по работе как с детьми, с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского сада.

Диагностическая

В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику особенностей ребенка, его способностей, возможных сложностей. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и другое).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей ребенка, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы
  • невротические привычки (грызть ногти, ковырять в носу и др.);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочее.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с детьми. Если требуется, рекомендует консультацию узкого специалиста.

Педагогическая

Педагог-психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие занятия для детей всех возрастных категорий;
  • рекомендуют развивающие игры и упражнения педагогам для занятий с детьми;
  • участвуют в разработке методов социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с педагогами;
  • проводят групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации детей.

Консультационная

Педагог-психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут групповыми (родительские собрания, круглые столы, заседания родительского клуба, совещания, педагогические советы и др.) и индивидуальные.

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Педагог-психолог дошкольного учреждения образования консультирует по вопросам адаптации, развития детей, особенностям взаимодействия в семьях воспитанников, предупреждения неблагополучия и насилия в семьях воспитанников и др.

Вся консультационная работа педагога-психолога направлена на гармонизацию отношений в системе ребенок-родитель-педагог, благополучное развитие и становление личности каждого воспитанника учреждения.

Аналитическая

В рамках аналитической работы педагог-психолог:

  • анализирует результаты диагностики с целью разработки рекомендаций для педагогов, родителей. определения дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком, группой детей;
  • выполняет поручения аналитического характера, предусмотренные законодательством, по распоряжению управления образования, администрацией учреждения образования;
  • ведет записи в журналах учёта в установленной законодательством форме;
  • презентует аналитические отчеты на педагогических советах, родительских собраниях.

Проблемная

Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление сложностей у детей, анализ и предложение о возможных способах преодоления;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детьми, их родителями и сотрудниками сада.

Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего педагог-психолог не имеет права делать

Функции педагога-психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая может нанести ребенку вред.

Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает ребенку, его родителям и сотрудникам  расти и развиваться  вместе в комфортной среде.

свернуть