Образовательный процесс
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Научное сопровождение проекта:
Давидович Альбина Леонидовна, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук;
Смолер Елена Ивановна, заведующий научно-исследовательского сектора УО «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
Наименование учреждения образования, которое предоставляет инновационный проект:
Государственное учреждение образования «Ясли - сад № 24 г. Полоцка"
Сроки проведения инновационной деятельности: 2020 – 2024.
Обоснование целесообразности осуществления
инновационного проекта
В современном дошкольном образовании приоритетным является нравственное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. По мнению ученых, именно в дошкольном детстве закладываются основания для формирования продуктивных видов деятельности, произвольного поведения, создания образа «Я» ребенка и проектирования человеком своей жизнедеятельности.
В процессе проектирования жизнедеятельности особенно значимо экономическое воспитание подрастающего поколения, так как детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств, поскольку в современном обществе востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, новым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением. Ведущие психологи и педагоги утверждают, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования начал экономической культуры. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем современной дошкольной педагогики, поэтому в педагогической деятельности учреждений дошкольного образования экономическое воспитание должно занять достойное место.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить значительный интерес ученых к проблемам экономического воспитания, формирования экономического мышления и экономической культуры у подрастающего поколения. В этом плане особое значение имеют исследования А.Ф. Аменда, В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, О.В. Вощенкова, Н.Г. Гордиенко, B.C. Дудик, М.И. Ермоленко, Е.Н. Камышеченко, КЛ. Кленог, Н.В. Лебедева, С.А. Малинина, А.С. Нисимчук, ТЛ. Пильщиковой, А.А.Преснова, Г.А.Романовой, И.Г.Рябовой, И.А.Сасовой, Б.П.Шемякина и многих других.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения традиционно рассматривается как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей, как Р.С. Буре, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайнева, Л.Я. Мусатов, В.Г. Нечаева, АЛ. Окопешникона, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева. Однако в последние годы все больше внимания уделяется проблеме формирования экономической культуры.
Экономическая культура личности рассматривается как компонент базовой культуры личности и как комплекс составляющих ее структурных компонентов: экономические знания, убеждения и творческая практическая деятельность в экономической сфере (Б.П. Ангелова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, Ж.Т. Таценко); совокупность достижений в экономической науке и практике, сознательное и ответственное отношение к выполнению работы, экономические умения и навыки, качества личности (А.Ф. Аменд, В.М. Матушкин). Уровень экономической культуры создает материальную базу для развития других сфер культуры. В дошкольном возрасте закладываются первоосновы ее формирования.
В Российской Федерации разработаны и применяются в образовательном процессе учреждений дошкольного образования парциальные программы: «Дошкольник и экономика» (А.Д. Шатова), «Встречи у гнома Эконома» (В.Лысенко), «В мире экономики» (Г.Нарушаева), «Экономика и человек» (Л.Савксанова, Т. Парфенова).
В Республике Беларусь в настоящее время отдельные аспекты экономического воспитания детей дошкольного возраста отражены в обновлённой учебной программе дошкольного образования: компонент «Основы экономической культуры», начиная со средней группы (воспитанники от 4 до 5 лет), введён в образовательную область «Ребёнок и общество».
В учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь с сентября 2017 года по май 2020 года реализовывался экспериментальный проект по апробации методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. В нашей учреждении практическим путём получены результаты, подтверждающие эффективность данной методики в формировании у воспитанников экономически значимых качеств личности, овладении детьми необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения.
Однако учебно-методическое обеспечение данного аспекта дошкольного образования в Республике Беларусь ещё недостаточно разработано.
В связи с вышесказанным, актуальность реализации инновационного проекта определяется следующими моментами:
значимостью формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста путём внедрения современной методики ее формирования в учреждении дошкольного образования;
потребностью разработки учебно-методической документации, необходимой для реализации данного аспекта дошкольного образования.
Цель инновационного проекта: формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста;
изучить психолого-педагогические основы формирования экономической культуры детей дошкольного возраста;
внедрить методику формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста, определить механизмы эффективного ее использования с учетом специфики учреждения образования;
осуществить мониторинг хода и результатов внедрения методики, методическое обеспечение деятельности;
обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному использованию методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
В процессе разработки инновационного проекта были использованы положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:
общетеоретические и методологические аспекты формирования экономической культуры личности (Б.П. Ангелова, А.К. Уледов, К.А. Улыбин, В.П. Фофанов, Л.Г. Борисова, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина);
концепция деятельностного подхода к развитию личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев и др.); исследования о сущности категории развития (Г.П. Щедровицкий и др.); культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
основные положения педагогической психологии о развивающей роли обучения и воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский и др.)
психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
концепция психологического и педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Е.А. Александрова, О.С. Газман, И.А. Липский, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.Д. Марцинковская, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.);
методические материалы по социальному и финансовому образованию детей дошкольного возраста образовательной программы «Aflatot».
Краткое описание проводимой экспериментальной работы.
Экономическое образование дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Экономическое образования тесно связано с другими образовательными областями (познание, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество).
Актуальность экономического образования обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.
Новизна проекта заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения.
Решение проблемы экономического образования в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственных качеств в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.
А что же такое экономика? Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика - это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому образованию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.