страничка тифлопедагога
Ритм, переключение и речь
А Вы знали, что из-за несформированности ритмических процессов ребёнок может отставать в речевом развитии⁉️🫣
Наша речь - это тоже ритм и переключение. Ведь для того, чтобы сказать слово, нужно правильно подобрать артикуляцию под звук, переключиться с одного звука на другой, с одного слога на другой, правильно чередовать их. Ребёнку нужно сначала спрогнозировать действие, а потом совершить его.
Чтобы помочь малышу это освоить, можно использовать задания на построение визуально-ритмического ряда.
❗ВИЗУАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ РЯД - это постоянно повторяющаяся комбинация каких-либо элементов (предметов, изображений).
Когда мы предлагаем ребёнку продолжить ряд, у него начинает работать анализ и прогнозирование. Это тесно связано с речевым процессом.
Ребёнок может:
🧸выкладывать фигурки, мелкие предметы, игрушки, учитывая заданную закономерность;
✏️ дорисовывать изображения, геометрические фигуры, череду их в определённой последовательности.
Задания на формирование ритма можно усложнять, добавляя чередование двигательных упражнений. Ведь при нарушении ритма страдает вся организация движений. Артикуляционная, общая и мелкая моторика тесно связаны между собой.
Учитывая эти моменты во время коррекционно-развивающей работы, можно быстрее прийти к положительному результату💯
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Моторная алалия - это органическое нарушение при котором поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи (левое полушарие)
НЕ возникает после стресса или тяжелых событий в жизни. С ней НЕ рождаются. НЕ может сочетаться с аутичными чертами. НЕ нарушен интеллект и слух.
Ребёнок не способен говорить полностью или частично. Яркий симптом - несоответствие активного и пассивного словаря. Ребёнок понимает смысл слова, но не может сказать.
Может неправильно использовать голос: говорить или ТИХО или ГРОМКО
Нарушено произношение всех групп звуков. Неверно произносит слова и предложения (лепечет). При этом звонкие и мягкие согласные произносит правильно. Лексика обедненная, стойкие нарушения грамматики, часто использует инфинитивы вместо глагольных форм.
Симптомы
Полное отсутствие речи после 3-х лет (до этого обычно ставят ЗРР)
Неврологические - быстрая утомляемость, односторонний птоз века, бегающие зрачки, расстройство пальцевой моторики, сложность с определением частей, сторон, цифр
Психопатологические - отклонения в слуховом внимании, конкретность мышления, лабильность настроения, излишняя доверчивость или сильное раздражение.
Нарушения осанки, астеничность, трудности в координации движений, леворукость из-за слабости правой руки, гиперактивность или малоподвижность.
Моторную алалию можно легко перепутать с другими, поэтому большое значение имеет ДИАГНОСТИКА.
При грамотном подходе можно вернуть ребёнка к речевой норме за 2-3 года. Но это ОЧЕНЬ зависит от степени повреждения мозговых структур и возраст, с которого приступили к лечению и коррекции.