страничка руководителя физического воспитания

Двигательная активность ребёнка

04.04.2024
Двигательная активность помогает ребёнку вырасти здоровым. Направить эту активность в нужное русло - задача нас, взрослых. Вот несколько полезных советов: ​​​​​​
развернуть

1. Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий.

2. Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с горок,   выход на каток, спортивные игры.

3. Воспитывайте привычку  самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.

4. Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря,  как он применяется.

5. Чередование в течение дня различных видов деятельности,  игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.

6. После дневного сна -  гимнастика для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхание  (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.

7. Во время прогулки  проводить  с ребенком  подвижные игры и упражнения спортивного характера.  Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Лучше это делать  на   детской спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.

8. Соблюдайте  режим дня. Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться  в одно и то же время.  Своевременное засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов.

9. Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени  (не более 40 минут – 1 часа)  и по содержанию (вечером следует избегать возбуждающей тематики).

10. Дыхательная гимнастика.

11. Гимнастика для глаз.

12. Спортивные кружки.

13. Водные процедуры.  Обливание после сна или вечером перед сном  тёплой водой,  контрастный душ, ванны для рук и ног,  обтирание мокрым полотенцем.  Предварительно проконсультируйтесь с врачом – педиатром.

14. Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.

15. Занятие танцами.

16. Питание по режиму.

Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.

свернуть

Десять советов заинтересованным родителям

07.03.2024
Как поддерживать интерес ребёнка к физической культуре?
развернуть
 

 

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.          

Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.    

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например, физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.   

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения «спустя рукава». Всё должно делаться «взаправду».    

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.      

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

 

свернуть

Маленькие шаги к здоровью

06.02.2024
Только говорить о значимости здоровья – это мало. Нужно предпринимать повседневные, пусть маленькие, но многочисленные шаги.
развернуть

Дети, как известно, продукт своей среды – она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего, через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания.

Чрезвычайно важную роль  играет просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучения, тренировки, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий и привычек, но и – это главное – подавать собственный пример.

  • Утром, ещё в постели, нужно, чтобы ребёнок сделал несколько упражнений по растяжке мышц;
  • Душ! От этой утренней процедуры ребёнок должен получить наслаждение настоящего весёлого праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на протяжении долгого времени подаётся одно и то же. Это способствует выработке в организме настоятельной потребности в завтраке. За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

А в выходные дни устройте настоящий семейный праздник. Неплохо заранее его спланировать, посвятив исключительно вопросам здоровья:

  • Завтрак в этот день хорошо бы готовить всей семьёй;
  • Вместе заняться гимнастикой, поиграть в подвижные игры;
  • Отправившись на прогулку, например, в лес, в поисках различных лечебных трав, поговорите о  благотворном влиянии природы на здоровье;

Желательно, чтобы в течение дня ребёнок выполнял различные двигательные задания.

Если предпринимать повседневные маленькие шаги к здоровью, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Давайте с ранних лет учить детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!

свернуть

Лыжная прогулка всей семьёй

10.01.2024
Огромную радость доставляет ребёнку любое движение. Движение – это нормальное состояние ребёнка. А когда он постигает что-то новое и открывает в себе новые возможности, это вызывает у него бурю положительных эмоций.
развернуть

 

Если вы задумали лыжную прогулку всей семьёй, то понятно, что поначалу кататься маме и папе придётся по очереди: кто-то один должен быть занят с малышом, которому ещё не скоро будут по силам быстрые пробежки и дальние переходы по лыжне. Но в целом дело это более приятное, чем просто топтаться на детской площадке, так что – дерзайте!

Для первых занятий найдите ровную площадку недалеко от дома, желательно – защищённую от ветра. Подходящая погода – от -1˚С до -10˚С. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра – он должен быть по ходу и дуть ребёнку в спину.

В привычных для ребёнка ходьбе и беге нет скольжения – основного движения лыжника. Поэтому начинайте с ходьбы на лыжах – можно без палок (обычно они не помогают держать равновесие, а только путаются под ногами), можно за руку. Не обращайте внимания на выпрямленное при движении туловище – пусть всё будет как в привычной для ребёнка ходьбе, только с лыжами на ногах.

Вот упражнения, которые помогут малышу привыкнуть к лыжам (постарайтесь облечь их в игровую форму):

  • приседать, стоя на двух лыжах;
  • прыгать на месте с ноги на ногу или на двух лыжах;
  • «аист» - поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;
  • «рисуем забор» - приставные шаги на лыжах в сторону;
  • «рисуем веер, снежинку» - поворот переступанием на месте вокруг пяток, а затем вокруг носков лыж, на 90˚ и на 360˚.

Следующее движение, которое предстоит освоить малышу, - ступающий шаг, без скольжения. Ребёнок всё делает правильно, если:

  • Руки и ноги движутся, как в обычной ходьбе (вперёд идут левая нога и правая рука и т.п.);
  • При каждом шаге вес тела переносится с одной ноги на другую;
  • Туловище наклонено вперёд больше, чем при обычной ходьбе
  • Учите ребёнка ходить по накатанной лыжне, по целине с неглубоким снегом, затем осваивайте движения зигзагом, обходя кусты, деревья, скамейки и т.п.

Когда ребёнок научится двигаться, не скрещивая лыжи, размашисто, и скоординировано двигая руками и ногами, можно приступать к освоению скользящего шага.

Для этого выберите проложенную под небольшой уклон хорошо накатанную лыжню. Покажите малышу, как на лыжах можно двигаться быстрее – не шагать, а толкаться и скользить. Из стойки лыжника (ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперёд, руки опущены) делают энергичный шаг вперёд и немного скользят на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге и т.п. можно по-другому: разбежаться ступающим шагом и, набрав скорость, перейти на скользящие шаги по лыжне. Обращайте внимание на полный перенос веса тела с одной ноги на другую во время скольжения.

Вот упражнения, которые позволят попрактиковаться в скольжении:

  • Разбежаться и скользить на одной лыже до полной остановки, другую слегка приподнять над лыжнёй;
  • «лыжный самокат» - скользить на одной лыже, отталкиваясь другой;
  • Скользящие шаги с поочерёдным отталкиванием палками.

Освоив эти простейшие движения, ребёнок уже сможет составить вам компанию на лыжной прогулке. А со временем он сам обнаружит, что можно кататься и другими способами. Происходит это обычно при наблюдении за техникой катания других лыжников.

свернуть

Физкультура - ключ к здоровью!

11.12.2023
Ключ к успеху в укреплении здоровья детей – это разумное физическое воспитание.
развернуть

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных  умений и навыков – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура, важно приучать ребёнка к правильному режиму, закаливать его. Но чрезмерная заботливость («Не бегай слишком много и слишком быстро, а то вдруг вспотеешь! Не прыгай, а то ушибешься! Не лазай, а то упадешь!») не делает ребёнка здоровее.

Ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

Ведущей системой в организме ребёнка является  скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. 

Процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности. Другими словами, чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек.

Нагружая мышечную систему, вы не только воспитаете ребёнка сильным и ловким, но и разовьёте его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливаются обменные процессы. Включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые  определяют меру здоровья. 

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.  Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребёнка – непростое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо всё делать с детьми вместе: помогайте ему подтянуться, высоко прыгнуть, взобраться на стул или гимнастическую стенку. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести желаемые результаты. Необходимо иметь ввиду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни. Ежедневные упражнения предупредят нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепят весь организм, окажут благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.

Успехов Вам в нелёгком, но благородном деле воспитания здоровых, крепких, умных детей!    

свернуть

Воспитательный потенциал семьи в формировании здоровья ребёнка

14.11.2023
Ваш ребёнок растёт, становится более самостоятельным, его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными и быстрыми. Он жадно тянется ко всему новому и ОЧЕНЬ подвижен.
развернуть

Иногда может показаться, что даже черезчур, но не стоит торопиться останавливать малыша. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования важных двигательных навыков и укрепления здоровья.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.

Общаться с ребёнком во время занятий спортом надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния физического движения.

Такое использование времени полезно и взрослым, и детям. Занимаясь с ребёнком, мы помогаем ему подтянуться, высоко прыгнуть, взобраться на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом, какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения. Подражает матери в грациозности движений.

Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Только систематическая забота о двигательном развитии и о физическом здоровье ребёнка может привести к положительным результатам.

Необходимо иметь ввиду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения - противовес, который поможет детям противостоять стрессовым ситуациям, сохраняя своё физическое и психическое здоровье. Чем более крепким здоровьем мы "вооружим" наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Подготовил: руководитель физического воспитания Ястребова Елена Викторовна

свернуть

Консультация "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!"

09.10.2023
Зарядка - это важно! Зарядка - это нужно!
развернуть

Здорового ребёнка не нужно заставлять заниматься физкультурой, он сам стремится двигаться и охотно выполняет всё новые и новые задания.

С детьми надо заниматься физическими упражнениями несколько раз в день.

Утренние упражнения – сразу после сна, в результате чего «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях. Зарядка помогает ребёнку быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм, поэтому старайтесь как можно раньше воспитать у детей привычку делать утреннюю гимнастику, особенно у тех, которые с трудом просыпаются и неохотно встают с постели.

Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом детей.  Трёхлетний ребёнок выполняет её в течение 4 – 5 минут, а шестилетний занимается уже 10 – 12 минут. Интенсивность нагрузки постепенно растёт.

Во время зарядки лучше использовать лёгкие и уже хорошо знакомые малышу упражнения. Чтобы комплекс не наскучил ему, упражнения следует менять, а лучше всего использовать детскую и эстрадную музыку, стишки. Например:

Просыпайся, поднимайся,

Застилай свою кроватку.

Вместе сделаем зарядку!

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднимись.

Повтори наклон раз пять,

А теперь, дружок, присядь!

При подборе упражнений для утренней гимнастики обращайте внимание на последовательность выполнения упражнений.

 

§  1 или 2 потягивания, ходьба на месте, бег;

§  упражнения для рук и плечевого пояса;

§  упражнения для туловища, ног;

§  завершают гимнастику бег и ритмичная ходьба.

 

Подготовил: руководитель физического воспитания Ястребова Е.В.

свернуть

"ДЕТСКИЙ ФИТНЕС" приглашает!

06.09.2023

Уважаемые родители!

У нас проходят занятия в объединении по интересам "Детский фитнес"! Запишите на "Детский фитнес" своих юных спортсменов!

свернуть

Праздник важный отмечаем - и нисколько не скучаем!

03.07.2023
В преддверие Дня независимости Республики Беларусь в дошкольном учреждении прошёл спортивный праздник "Малые олимпийские игры детского сада "Буслик".
развернуть

В празднике приняли участие воспитанники среднего возраста - команды "Сонечная вясёлка" и "Яскравая зорачка". Ребята соревновались, играли, получая радость и отличный заряд бодрости. 

 

свернуть

Прогулки - средство оздоровления ребёнка

04.06.2023
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности и, конечно, оказывает закаливающий эффект.
развернуть

Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Однако наблюдения показали, что фактически дети бывают на воздухе значительно меньше, чем это предусмотрено режимом. Вместо 2 ч утренняя прогулка в дни с физкультурными и музыкальными занятиями сокращается до 1 ч. Вторая прогулка нередко и вовсе отменяется из-за не успевшей просохнуть одежды и обуви. А в группах дневного пребывания дети, уходя из дошкольного учреждения, к сожалению, не всегда гуляют с родителями.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г. Н. Сперанский).

      В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

        Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма ребенка обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8—10 мин прогулки детям лучше всего заняться спокойными играми.

      Важный момент в организации прогулки — одевание детей. Наблюдения показали, что большинство детей одеваются самостоятельно в течение 8—12 мин и примерно одна треть ребят затягивает этот процесс до 15—25 мин.

       Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Летом в жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития.

      Утреннюю прогулку нельзя заменять другой, в более позднее время, и недостаточная ее продолжительность утром не компенсируется в полной мере длительным пребываниём детей на воздухе во второй половине дня.

Одежда детей дошкольного возраста должна быть удобного покроя. На ногах у детей при минусовой температуре воздуха должны быть утепленные сапоги; сапоги на меху или валенки рекомендуются лишь при температуре воздуха ниже — 10°.

       Прогулка в зимний период года для детей 4—7 лет может проходить при температуре воздуха до —18—22°; при более низких температурах, длительность прогулки сокращается.

В теплое время года желательно организовывать с детьми пешеходные прогулки. Появляется возможность использовать природные факторы для развития у детей движений, совершенствования физических качеств — ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

В зимнее время со старшими детьми можно отправиться - в поход на лыжах до 2—3 км в оба конца.

      Во время пешеходных прогулок в теплый период года, взрослый следит за тем, чтобы ребёнок не собирал незнакомые растения, ягоды, так как среди них могут быть ядовитые. Он рассказывает ребёнку об окружающей природе, знакомит его с растениями, распространенными в данной местности.

Нельзя забывать также и об основных правилах ходьбы: после 30—40 мин движения устраивать 10—15-минутный отдых в тени. Во время отдыха хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать ребёнку книгу.

Хорошо, когда во дворе рядом с домом оборудована физкультурная площадка, в которой выделяется место для игр в волейбол, футбол, настольный теннис, дорожки для бега на разные дистанции. Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на прогулку можно вынести  крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: в теплое время года — обручи, мячи, скакалки, велосипеды, принадлежности для игры в бадминтон, баскетбол и др.

 

 

свернуть

Велосипедные прогулки всей семьёй

05.05.2023
Начинать кататься всей семьёй на велосипедах никогда не поздно. Даже если ребёнок ещё очень мал. А научить малыша кататься на велосипеде несложно, если соблюдать основные правила его освоения.
развернуть

Искренне радует то обстоятельство, что людей, которые приобретают велосипеды, становится всё больше. Заметным стало увеличение числа любителей таких прогулок на улицах города. Причём среди велосипедистов не только молодежь, но и люди старшего поколения.
Кто-то поспешит сделать вывод, что всё это связано с подорожанием бензина. Однако это не совсем так. Автомобилисты не пересели на велосипеды — это факт. Всё дело в том, что культура велосипедных прогулок постепенно стала приходить и в Беларусь. Речь идёт именно о катании по вечерам, о поездках на природу всей семьей. Население делает выбор в пользу двухколесного друга, желая вести активный образ жизни. В летнее время люди действительно всё меньше времени проводят дома перед компьютером и телевизором, предпочитая кататься на велосипедах или роликах. И таковых становится всё больше и больше — что не может не радовать.


Начинать кататься всей семьёй никогда не поздно. Даже если ребёнок ещё очень мал, он может находиться вместе родителями на специальном сиденье, или на детском велосипеде. Даже такая прогулка будет способствовать тому, что малыш привыкнет к здоровому образу жизни, глядя на своих родителей. Сознательные родители понимают, что приучать ребенка к активному отдыху в любом случае нужно. Только с его помощью можно укрепить иммунитет и сделать организм менее уязвимым к негативным проявлениям окружающей среды.
Велосипед обеспечит ребенку хорошее физическое развитие, активный отдых и положительные эмоции. Но первым вопросом для родителей становится: как научить ребенка кататься на велосипеде. Ответив на него и обучив малыша, можно катание на велосипеде постепенно превратить в семейныйдосуг.
Научить кататься ребенка на велосипеде несложно, если соблюдать основные правила его освоения.
•    Трехколесный велосипед можно предлагать ребенку от 2-х лет. Его стоит выбирать по росту ребенка. Катание на таком велосипеде не требует особого обучения.
•    Двухколесный велосипед допустимо осваивать ребенку только с 4-5 лет.
•    Все занятия по обучению катанию на велосипеде должны проходить в хорошем настроении ребенка. Урок стоит завершить, как только ребенок устал или очень расстроился.
•    На первое знакомство велосипед просто нужно взять на прогулку. Дайте ребенку его катить рядышком с собой. Сначала пусть он попробует катить велосипед за седло, учась держать равновесие. Будут наблюдаться покачивания велосипеда в стороны, но это нормально. Ребенок научится поворачивать велосипед наклоном. Обучиться всему этому, запомнить поможет интуиция и память тела. Время первого обучающего занятия должно состоять полчаса - час. Не стоит ругать, критиковать или сильно хвалить ребенка. Каждое падение велосипеда лучше воспринимать с юмором, просто как часть обучения. Подсказки не особо помогут. Зато отвлечение ребенка на разговоры позволит подключить его тело к необходимому самостоятельному регулированию без четкого обдумывания.
•    Далее осваиваем велосипед как самокат. Руки на руле. Одну ногу ребенок ставит на ближнюю к нему, опущенную педаль и, толкаясь второй ногой, катится вперед. Удержать равновесие ему поможет предыдущий освоенный навык. Но теперь баланс он будет регулировать еще и рулем. Можно предварительно показать это движение малышу, а потом предоставить на самостоятельное освоение. Во время обучения этому навыку идите с противоположной стороны от велосипеда. Если он начнет падать в Вашу сторону, Вы поддержите. Если будет завалиться на противоположную сторону, сделает упор на свободную ножку. С освоением нового навыка предложите ребенку попробовать это сделать медленнее – так сложнее ехать в равновесии. А потом можно позволить катиться настолько быстро, насколько ребенок сможет. Второе занятие также должно составлять полчаса - час.
•    На следующем занятии уже можно учиться настоящему катанию на велосипеде. Но перед этим стоит повторить удержание равновесия на велосипеде как на самокате. Потом нужно найти место с длинным бордюром или ступенькой. Помогите ребенку сесть на велосипед, не отдаляясь от бордюра. Делаем движения как на самокате, сидя на велосипеде. Одну ногу ставим на педаль, а второй отталкиваемся от бордюра. Если ребенку уже комфортно удерживать равновесие и поворачивать рулем, он сможет и поехать. Кстати, навык опоры на ногу, на которую заваливается, позволит ему не упасть на землю полностью при потере равновесия.
Первое время родители обязательно должны присутствовать при катаниях ребёнка. Расскажите ему, что нельзя кататься по дороге, и что переходить дорогу допустимо, только спешившись, ведя велосипед рядом с собой. Также не стоит «проверять» лужи, ямки, песочные и земляные горки – это грозит непредвиденным падением. Научите показывать поворот рукой и звонить в звоночек впереди идущим пешеходам.
Велосипеды и рюкзаки с вкусными закусками могут подарить всей семье незабываемый пикник и радость общения. Наполняйте детство малыша и свою жизнь оздоровительным отдыхом.

свернуть

Домашний стадион

04.04.2023
Не многие родители знают, когда следует начинать занятия физкультурой с ребёнком. В данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше».
развернуть

О физическом развитии ребенка необходимо заботиться еще до его рождения. Если будущая мама ведет здоровый образ жизни, выполняет адекватные ее состоянию и возможностям физические нагрузки, правильно питается, закаливается, то значительно больше гарантий, что на свет появится здоровый малыш. После рождения ребенка укрепить его организм помогут массаж и гимнастика. Существует методика оздоровления и физического воспитания младенцев с использованием плавания даже с двухнедельного возраста!

Так что, уважаемые мамы и папы, если вы еще не занялись оздоровлением своих детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.

С чего начинать?

Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие границы, постарайтесь оценить возможности и способности вашего малыша). К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, в умеренном темпе в чередовании с ходьбой (в течение 2-3 мин., на перегонки (30 м за 7,2 сек.). К трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места (на 100 см) и с разбега (180 см, в высоту с разбега (50 см) .

Дошкольника можно учить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то есть всему тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребёнка. Его физических возможностей.

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

Нельзя заставлять ребёнка выполнять упражнения, которые ему не нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными средствами. Если ребёнка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика пяти лет не устраивает занятие в хореографической студии, предложите ему спортивные игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.

Не рекомендуются висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребёнок упирается во что-то коленями или легко достаёт опоры носками ног.

Не рекомендуется заниматься на тренажёрах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых.

Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой?

В последнее время стало престижным отдавать детей в секции большого тенниса, конного спорта, каратэ и пр. Однако не следует забывать, что спорт-это всегда повышенные физические нагрузки, проявление волевых усилий, способность переживать поражение. Если вы хотите, чтобы ребёнок был здоров и счастлив, играйте с ним! С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические качества, о развитии которых так мечтают многие родители, можно легко развить, а совместных играх с ребёнком, а ещё лучше, объединив трёх-четырёх близких по возрасту детей. Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки без излишних волевых усилий.

Если вы решили делать зарядку по утрам, подумайте, что может доставить вашему ребёнку радость от совместного общения. Например, придумайте ребенку роль: сегодня он проснётся тигром, завтра-щенком. Войдя в образ под соответствующую музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные упражнения в подтягивании, поворотах, прыжках и лазанье. Если с года до четырёх-пяти лет ребёнка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результатам. Хвалите его за любые достижения, радуйтесь новым удачам.

Они такие разные!

Если для девочек привлекательными являются занятия ритмической, художественной гимнастикой, то для мальчиков - элементы борьбы, лёгкая атлетика. Принадлежность к определённому полу не даёт основания для выбора тех или иных видов упражнений. Всё зависит от интересов и особенностей детей.

Прежде всего надо выбирать посильные упражнения. Это не значит лёгкие. Ребёнок должен прикладывать определённые усилия и в результате повторений и обязательной положительной оценки добиваться хотя бы небольшого, но положительного результата на каждом занятии.

Подойдут динамические, интенсивные разнообразные, игровые упражнения. Также подойдёт бег с препятствиями, игры с мячом, прыжки через скакалку, лазание, ходьба на лыжах, плавание.

Излишне худым детям надо больше заниматься на открытом воздухе, желательно в природных условиях, чтобы нагонять аппетит.

Физкультура в квартире.

Часто в загроможденной дорогостоящей мебелью квартире ребёнку с его неуёмной энергией нет места. Безусловно, не каждый родитель решится отодвинуть импортную мебель и поставить перекладину, а тем более разместить спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей - достойная награда за такую жертву.

Для того, чтобы «стадион в квартире пользовался популярностью», занятиям надо придавать сюжетно-образный характер. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дошкольники трёх-четырёх лет, имитируя повадки кошек, белочки, обезьянки, с удовольствием залезают на верхушку дерева, делают запас орехов, грибов, достают бананы с верхней ветки и т. п.

Если у вас нет возможности соорудить комплекс в квартире, подумайте, где можно разместить основной физкультурно-спортивный инвентарь: турник, лестницу, мяч для прокатывания, дартс, кольцеброс, гимнастическую палку, пластмассовые городки, кегли, а для ребёнка до трёх лет – игрушки-двигатели: забавные автомобили и животных на колёсах.

свернуть

Развитие моторных способностей детей - дело общее

04.03.2023
Любому родителю хочется, чтобы его ребёнок был самым ловким, выносливым, крепким, сильным... То есть был самым-самым и во всём - лучшим.
развернуть

Но для этого нужно прилагать усилия. Предлагаю несколько несложных упражнений, выполнение которых доставит ребёнку радость и будет способствовать развитию его способностей.

Из предлагаемых ниже упражнений выберите те, что необходимы Вашему ребёнку, но не более 4-5. Если в описании упражнения не указано число повторений, его надо выполнять сначала 5-6 раз и, прибавляя ежедневно по 1 разу, постепенно довести число повторений до 25-30.

Лучше всего занятия проводить в виде игры, неплохо, если родители примут в ней участие. Разумеется, не следует подчёркивать, что Вы сильнее, ловчее, выносливее. Иначе, потеряв надежду быть как мама и папа, ребёнок может утратить интерес к занятиям. Важно учитывать и его темперамент. Например, спокойные, медлительные дети устают быстрее, им необходимы более частые перерывы для отдыха. Зато они наиболее осознанно и добросовестно выполняют задания.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

1. Невысокие подскоки на месте на прямых ногах с оттягиванием носков в момент взлёта.

2. Присесть-встать.

3. Три невысоких подскоках на месте, четвёртый - высокий. Приземление - на ступню с небольшим сгибанием ног в коленях.

Со временем это упражнение можно усложнить:

а) Подскоки с поворотом на 90, 180, 270, 360 градусов.

б) Во время высокого подскока согнуть ноги и хлопнуть ладонями по коленям, по стопам, разводить и соединять ноги, обхватывать согнутые ноги руками.

4. Прыжки на месте через короткую скакалку.

5. Прыгнуть вверх, подняв руки, приземлиться, согнув колени до присяда, руки назад-вниз.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. Бег от 1 минуты до 3-5 минут.

2. Развитию выносливости способствует многократное выполнение любых физических упражнений. Отдых между ними должен быть от 1 минуты до 30 секунд.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ТУЛОВИЩА

1. Лёжа на спине, согнуть обе ноги в коленях, затем выпрямить.

а) То же, но приближая голову к коленям.

б) То же, приближая голову к коленям и захватив руками голени.

2. Сидя на полу, прямые руки сзади, согнутые в коленях ноги приподняты к груди, опустить.

а) То же, опираясь на локти.

3. Лёжа на спине, руки вверху. Руки вперёд - сесть, руки вверх - лечь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

1. Ударить маленьким мячом о пол перед собой, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч после отскока двумя руками. То же, но сделав два хлопка - перед собой и сзади.

2. Подбросить мяч перед собой на высоту своего роста, хлопнуть в ладони под мячом, над мячом и поймать его двумя руками.

3. Стоя в двух шагах от стены, бросить мяч о стену и, поймав его двумя или одной рукой, отойти от стены ещё на шаг. И так до тех пор, пока поймать мяч не удасться.

4. Перебрасывать мяч над головой из руки в руку.

5. Бег на носках по условным линиям, расстояние между которыми то расширяется до 40-50 сантиметров, то сужается до 20-30 сантиметров.

6. Лёжа на спине, ноги подняты под углом 60 градусов, имитировать движения велосипедиста, ускоряя их до предела; разводить и сводить ноги ("ножницы").

7. Бег на месте с опорой на спинку стула в максимально быстром темпе в течение 4-6 секунд.

8. Прыжки в стороны по "кочкам" (условным меткам на полу).

свернуть