Безбарьерная среда

Любой человек, попадая в новую среду, будет чувствовать себя комфортно и уверенно только в том случае, если он может ориентироваться в этой среде, понимает и принимает ее предметную, пространственную, временную и смысловую организацию, способен отслеживать изменения, происходящие в ней, а также сам изменять ее. Ребенок с нарушениями зрения, попадая в дошкольное учреждение, также испытывает естественную потребность аккумулировать информацию об окружающем. И здесь встает целый ряд важных вопросов: во-первых, насколько это ему удается, каков объем, качество этой информации, как она соотносится с реальностью; во-вторых, насколько данная информация обеспечивает ему чувство защищенности, уверенности, физического и эмоционального комфорта; в-третьих, дает ли она возможность для адекватного возрастным потребностям активного функционирования. Данные вопросы приобретают особую актуальность, когда речь идет о включении детей с нарушениями зрения в среду дошкольного учреждения, а затем в массовую общеобразовательную школу.
Зрение занимает в жизни ребенка особое место. Оно обеспечивает ему восприятие более 80 % информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности. В связи с этим дошкольники с нарушениями зрения нуждаются в специально созданных условиях, облегчающих их ориентировку и мобильность в замкнутом пространстве.
В ГУО «Детский сад №24 г. Полоцка создана безбарьерная среда с учетом особенностей восприятия окружающего мира детей со зрительными патологиями, которое обеспечивает им безопасное и комфортное передвижение. Для этого созданы разнообразные сигнальные опоры: направляющие поручни разной высоты, направляющие линии, обозначающие начало лестничных маршей, знаки - таблички — с указанием местоположения ручки двери, используются и зрительные сигнальные опоры (желтый цвет предполагает предупреждение).
Это позволяет нашим воспитанникам: находить и использовать зоны движения, определять местоположение и направление своего пути, своевременно определять и избегать зоны р иска, обеспечивать безопасность.