Советы психолога

КАК ВЫРАСТИТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЁНКА

25.01.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
развернуть

КАК ВЫРАСТИТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЁНКА

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

♥ Слушайте Причем делайте это с самых первых дней жизни малыша. Не игнорируйте плач и агуканье, отвечайте на каждую улыбку карапуза. Дальше - больше. Не отмахивайтесь от лепета крохи, дескать, что толкового можно услышать от несмышленыша, научитесь понимать его просьбы. «Мое мнение важно для окружающих» - один из главных постулатов «Человека В Себе Уверенного», и маленькая личность должна знать, что это действительно так - тебя слушают и слышат.

♥ Проявляйте любовь Вы счастливы, что у вас такой ребенок. Регулярно ставьте его об этом в известность! Осознание, что он любим и нужен, для малыша - основа уверенности в себе (да и для взрослых, кстати, тоже). Ваш наследник, безусловно, знает, что является для родителей самым главным человечком, но после раздраженных родительских реплик о том, что команда «Подъем!» трижды за ночь - утомительно, этой уверенности поубавится. Проявите свою любовь - приласкайте, обнимите. А потом еще раз. И еще.

♥ Не сравнивайте Если вы думаете, что из фразы «Ваня уже не боится воды» отпрыск сделал вывод «И я не буду бояться», вы ошибаетесь. Его логическая цепочка, скорее всего, будет такой: «Ваня не боится воды, а я ее боюсь, значит, Ваня хороший, а я плохой, я трус». И после этого не удивляйтесь, если в подростковом возрасте сын будет слушаться Ивана, хулигана и грозу всей школы.

♥ Не критикуйте Вы можете осуждать поступки маленького неслуха, но ни в коем случае не его самого. Допустим, он разбил чашку. Фраза «Ты разбил мою чашку. Вот видишь, что бывает, когда бегаешь, не глядя по сторонам…» отличается от фразы «Ты неуклюжий, неловкий, вечно от тебя одни беды!» Согласитесь, в последнем случае у малыша появляется повод винить себя: «Я плохой!» Не давайте «пищи для горестных раздумий», не ставьте в угол – лучше попытайтесь вместе реанимировать пострадавший предмет. Привычка исправлять свои ошибки в будущем поможет гораздо больше, нежели способность к самоуничижению.

♥ Установите рамки Казалось бы, чем больше свободы ребенку предоставляется, тем больше он верит в себя. Спорный момент: да, самоуверенности у него прибавится, но тут «рукой подать» до вседозволенности. А уж это свойство никак не назовешь ценным приобретением - привыкнув все делать «на свой нос», ребенок не сумеет адекватно вести себя в окружающем мире. Поэтому ограничения необходимы, главное, их не должно быть сразу много. Начните с самого наболевшего: «Игрушки у других ребят не отнимаем, дома не кричим, девочек не обижаем». И постепенно вводите в «договор» с ребенком новые пункты «нельзя».

♥ Хвалите В общении с будущими личностями, уверенными в себе, нужен специальный язык. Запомните: не «непонятные каракули», а «море в грозовую погоду», не «это недокорова или перекурица», а «какое интересное животное у тебя получилось!» Любое занятие начинайте с подчеркивания того, что то, что он делает, – хорошо. Когда юное дарование закончит творить, предложите повесить рисунок на стенку в его комнате. А в конце дайте несколько советов на будущее: «Тебе не кажется, что лучше гуашью проводить линии, а не размазывать ее по всему листу?»

♥ Не высмеивайте Самое опасное оружие из арсенала изобретательного человечества - смех. Особенно, если это смех людей, которых малыш любит, которым доверяет. Ваш остроумный рассказ о том, как сынишка полдня ходил в разных носках, подарит вам пять минут внимания окружающих. И на полгода заставит ребенка забыть про попытки одеваться самостоятельно: «А вдруг я опять совершу ошибку и буду выглядеть смешно?» Бытует мнение, что сильный человек способен посмеяться над собой вместе с другими. Но пока он станет этим сильным человеком, немало воды утечет. Поэтому не смейтесь над ребенком, не предавайте, ведь вы – его защита, поддержка и опора.

♥ Не требуйте Если малыш не сможет оправдать маминых надежд, это не повысит его самооценку. Скорее, наоборот, самолюбие ребенка будет уязвлено, и он решит: что-то у него определенно не получается, следовательно не стоит дальше и пытаться. В результате, даже имея неплохие данные, он навсегда может забыть о пении, рисовании или танцах. Просите его сделать чуть больше того, что он уже сделал. Но не требуйте невозможного! Например, ваш стеснительный сын боится здороваться даже с родной тетей, ну а публичные выступления для него смерти подобны. Не стоит выбивать у воспитателей главную звездную роль на детском утреннике. Он может ни слова не произнести за весь концерт - и страх закрепится надолго. Лучше пусть сперва выступит в семейном кругу или перед двумя-тремя вашими друзьями. Дайте ему почувствовать вкус первого успеха - малыш осмелеет и со временем решится на более серьезную попытку.

♥ Ободряйте Малышу катастрофически необходима ваша поддержка. Конечно, фразы «Я знаю, у тебя все получится!» и «Вперед, я в тебя верю!» попахивают голливудскими мелодрамами, но в ребенка надо вселять уверенность. Этими ли словами, другими ли - главное, чтобы они звучали искренне. И в трудной ситуации (разве легко рассказать стишок на утреннике в детском саду?) простые «заклинания» вспомнятся и помогут: «Мама говорила, что могу - значит, могу!»

♥ Приучайте к ответственности Регулярно поручайте вашему чаду небольшие задания: пусть он ежедневно в определенное время поливает цветы или кормит рыбок. Первое время контролируйте помощника и напоминайте, если он забыл об обязанностях: «Ай-ай-ай, а рыбки так ждали тебя! И цветочек загрустил без воды…» И непременно рассказывайте гостям, что у вас растет маленький хозяин - без него с рыбками не справиться, не говоря уже о растительности на подоконнике. Перед началом рассказа убедитесь, что герой повествования скромно стоит неподалеку и отлично слышит. Он обязательно научится брать на себя заботу о других, а с такими товарищами в жизни надежно и спокойно - ведь они уверены в себе.

свернуть

ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ. ПОМОЩЬ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ.

ИТДЕЛЕНИЯ Первичный прием: 8(01795)5-41-47 ДОМ без НАСИЛИЯ!

Телефоны доверия и помощи

 

Проблема домашнего насилия является комплексной и по своим последствиям, и по причинам, которые рождают такой вид жестокости.

            По данным различных научных исследований, около трети умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений на бытовой почве предшествуют затяжные семейные конфликты. В каждой четвертой семье распространенно насилие в той или иной его форме, и чаще всего объектами рукоприкладства становятся женщины.

             Каждая третья белоруска подвергалась физическому насилию в семье, и  каждое четвертое женское самоубийство есть следствие физического, психологического или сексуального насилия в семье.  Ужасающий факт - бытовое насилие в нашей стране стало нормой жизни. Как  же изменить ситуацию?

 

  • Домашнее насилие в терминах

 

Домашнее насилие – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права , свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 4 января 2014г. «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

«Кризисная комната» - оборудованное помещение, которое создается с целью предоставления услуги временного пребывания и оказания квалифицированной психологической, юридической, реабилитационной и социальной помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому  насилию, жертвам торговли людьми), в территориальных центрах социального обслуживания населения Республики Беларусь.

Социальная услуга временного приюта – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо, по объективным причинам, утратившим возможность нахождения по месту пребывания (для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

Пострадавшая(ший) от домашнего насилия (жертва) -  член семьи, пострадавший от физического, сексуального, психологического или экономического насилия со стороны другого члена семьи или близкого человека. Любой человек может стать жертвой домашнего насилия. Жертвы могут быть любого возраста, пола, расы, культуры, религии, образования, занятости и семейного положения. Хотя и мужчины и женщины могут использовать  насилие в отношениях, но, согласно международным данным и белорусской статистике, подавляющее большинство пострадавших составляют женщины.

Агрессор (обидчик, насильник) - нынешний или бывший член семьи, близкий человек, совершивший физическое, психологическое, сексуальное или экономическое  насилие в семье либо угрожавший его применением в отношениях с целью власти и контроля над другим человеком.

НИ

  • Виды домашнего насилия

 

  • Домашнее насилие может иметь множество форм и видов. Мальчики становятся жертвами сексуального и физического насилия, пожилые члены семьи также подвержены домашнему насилию, некоторые мужчины страдают от агрессивных действий своих жен. Однако преобладающее большинство пострадавших от насилия в семье или интимных отношениях – это женщины и девочки.

 Принято выделять следующие виды насилия:

  • Физическое насилие– это использование физической силы, приводящей к телесным травмам, физической боли или ухудшению здоровья. Физическое насилие включает (но не ограничивается) нанесение ударов, толчки, избиение, пинки, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы, щипки, укусы, нанесение химических и тепловых ожогов, ограничение физической свободы, пренебрежение в уходе за младенцами и пожилыми людьми и пр.
  • Психологическое насилие– это причинение боли, страданий посредством насмешек, оскорблений угроз, запугиваний, унижения, крика, нецензурной брани, игнорирование, доминирование, контроль, обесценивание, запреты, шантаж, манипулирование, упреки, вмешательство  в личную жизнь и пр. Одним из наиболее действенных способов является попытка мужчины уронить авторитет женщины-матери в глазах ее детей, заставить ее испытывать перед детьми чувство вины. Встречаются более изощренные способы психологического насилия, такие как газлайтинг (выставление человека сумасшедшим), сталкинг (преследование, запугивание, слежение, вторжение в личную жизнь с целью принуждения к отношениям).
  • Сексуальное насилие – это любой сексуальный контакт с человеком без его согласия. В него входят нежелательные прикосновения, сексуальные домогательства, все виды сексуального нападения – изнасилование, инцест, сексуальное рабство (в том числе со стороны партнера), развратные действия, принуждения к обнажению и фотографирование, видеосъемка с явным сексуальным подтекстом, принуждение к просмотру и повтору порнографических действий, принуждение к извращенным формам секса, сексуальный шантаж, эксгибиционизм и т.д.
  • Финансовая эксплуатация– использование денежных средств, имущества другого человека не в его пользу. Примеры включают в себя принуждение к трудоустройству, запрет на работу вне дома, контроль расходов, принуждение к материальному содержанию агрессора, отказ от материального обеспечения детей, принуждение к попрошайничеству, лишение средств, финансовый шантаж и др.
  • Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия.

 

  • Цикл насилия

 

 Американский психотерапевт Ленор Уолкер в 1984г. проанализировала психологические и поведенческие реакции подвергающихся насилию женщин. На основе многочисленных опросов пострадавших она разработала цикличную теорию насилия, цикл которого состоит из трех фаз:

 

1.Стадия нарастающего напряжения  характеризуется нарастанием напряжения, словесными оскорблениями, придирками, упреками, взаимными претензиями, мелкими физическими столкновениями.

2.Стадия активного насилия (серьезный инцидент насилия) представляет собой начало серьезного насилия. Это фаза всплеска напряжения в самой негативной форме.

3.Стадия любви и раскаяния (фаза медового месяца). В этом периоде агрессор может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что именно она спровоцировала конфликт.

К сожалению, этот цикл почти всегда повторяется. С течением времени третья фаза случается все реже и реже, и женщина оказывается в ловушке между нарастанием напряжения перед вспышкой и насилием.

Цикл насилия включает в себя шесть хорошо различимых стадий:

  1. Подготовка сцены или ловушка (это стадия воплощения задуманного насилия).
  2. Акт насилия.
  3. Чувство вины и боязнь возмездия. Человек, постоянно практикующий насилие регулярно, испытывает чувство вины по отношению к самому себе, а не по отношению к пострадавшим. Он не раскаивается в том, что причинил боль. Он может извиниться за свое поведение, но только чтобы избежать возможного наказания.
  4. Извинения и оправдания (рационализация) – обидчик приводит оправдания (употребление алкоголя, стрессы, усталость) и обвиняет жертву в причине своего поведения. Целью этой стадии является снятие с себя вины.
  5. Перемена поведения к лучшему («нормальное» поведение) – агрессор превращается в заботливого и доброго человека. Цель этой стадии – удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия.

 

  1. Фантазии и планирование нового нападения. Насилие, как правило, планируется заранее. Агрессор фантазирует или зрительно представляет себе картину следующего нападения

 

 

 

 

  • Мифы и факты о домашнем насилии

 

Мифы

Факты

женщины сами ответственны за насилие со стороны мужчин, они его провоцируют, а следовательно, заслуживают наказания. Насилие всегда является ответом на что-то (не просто так бьют.).

в ситуации насилия в семье от поведения женщины ничего не зависит, обидчик всегда найдет повод для насилия. В ситуации домашнего насилия есть только один виновный – человек, совершивший преступные действия.

причина домашнего насилия – временная причина потери контроля над собой со стороны партнера (например, употребление алкоголя)

алкогольное опьянение – это не причина насилия в семье, а оправдание жестокости, которое связанно с культурными особенностями нашего общества («Ну он же был пьяный, трезвый бы не тронул…»). Принятие алкоголя и других наркотических средств не может служить оправданием насилия в семье!

      во время инцидента насилия мужчина не способен контролировать свою агрессию. Злость

большинство мужчин контролируют свое поведение и понимают, где, по отношению к кому и в каких  обстоятельствах можно проявлять агрессию.

 вынуждает его утратить контроль

 Агрессия может разворачиваться как в состоянии полного хладнокровия, так и в состоянии эмоционального возбуждения.

женщины, которые подвергаются насилию, всегда могут уйти от агрессора (они мазохистки, им доставляет удовольствие, когда их бьют). Просто уйди от него.

в результате жестокого обращения у женщин, живущих в состоянии стресса и страха из-за постоянного насилия, проявляется особый тип поведения, который со стороны может показаться путанным и иррациональным.

          На самом деле существует много причин, которые мешают женщине уйти: стыдно рассказать посторонним о случившемся, боязнь реакции своих партнеров, жилищная проблема, экономическая зависимость и т.д.

домашнее насилие не преступление, а семейное дело.

домашнее насилие влечет административную и уголовную ответственность в большинстве стран мира.

детям нужен отец, даже если он агрессивен. Терплю ради детей.

 

дети живущие в атмосфере жестокости, также подвержены риску стать жертвами посягательств (либо со стороны агрессивного отца, либо истощенной и депрессивной матери). Такие дети отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, у них могут появляться психические и поведенческие отклонения

пощечина не ранит серьезно и не может иметь серьёзных последствий

насилие отличается цикличностью и усилением актов насилия.

  сейчас домашнее насилие – явление редкое, оно осталось в прошлом, когда нравы были более жестокими, а женщины считались собственностью мужчин

 

 

насилие в семье – распространенное явление независимо от образования, экономического положения, культурных и религиозных особенностей агрессора. Ежегодно в республике от рук близких погибают около 120человек, более 250 получают тяжкие телесные повреждения. .

 

агрессором обычно бывает посторонний человек.

 

 

как показывает мировая статистика, 45% всех преступлений совершается в семье, где главным образом страдает женщина, а 80% изнасилованных женщин знали своих обидчиков.

женщины, которые подвергаются насилию, всегда могут уйти от агрессора (они мазохистки, им доставляет удовольствие, когда их бьют). Просто уйди от него.

 

в результате жестокого обращения у женщин, живущих в состоянии стресса и страха из-за постоянного насилия, проявляется особый тип поведения, который со стороны может показаться путанным и иррациональным.

Адреса и номера телефонов, по которым можно обратиться по вопросу временного приюта в «кризисной» комнате:

  • Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района 

 ул. Толстого, д.6 , тел.8-0214 70-24-71, 8-0214 42-11-58

 В штате ТЦСОН имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения, обратившись по телефонам «доверие» («горячая линия»)

 8 (0214) 42-17-95, 42-38-86​

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» г.НОВОПОЛОЦК

 психологическая помощь - 8 (029) 517 27 94  (с 15.00 до 18 00, кроме субб. и вс.)

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН»
  • информационная и эмоциональная поддержка;
  • социальное сопровождение;
  • юридическая помощь;
  • психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

8 (033) 6 032 032 (время работы с 9:00 до 18:00, выходной субб., вс.)

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»
  • информационная и эмоциональная поддержка;
  • социальное сопровождение;
  • предоставление временного убежища (шелтера);
  • содействие в медицинском обследовании;
  • юридическая помощь;
  • психологическая помощь;
  • психологическая помощь агрессору;

Для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента) 

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАДИСЛАВА»
  • телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;
  • очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;
  • группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;
  • социально- психологическое сопровождение.

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55, stopnasilie.org

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

  • СЕСТРИЧЕСТВО В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ
  • социальная помощь (предоставление временного приюта);
  • духовная помощь;
  • психологическая помощь.

8 (029) 151 95 22  ;    8 (033) 688 40 49 

 

 

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть